🚩Никогда еще художественная жизнь Сталинска не была столь активной и столь устремленной на создание собственных организационных структур, как в военные годы. Парадоксальным образом именно в это время она переживает своеобразный всплеск, который закончился с отъездом (реэвакуацией) многих художников.

🚩Нельзя сказать, что художественная жизнь в первые послевоенные годы прекратилась, но она заметно потускнела. Распалось Кемеровское областное отделение Союза художников (1947), вместо занятий творческой работой художники по преимуществу «выживали», выполняя заказы на копии с известных произведений русских и советских
художников. Лишь через восемь лет после войны (1953 г.) в городе состоялась первая городская художественная выставка.

🚩Думается, что речь может идти именно об опыте «прививания» профессиональной культуры к местной полусамодеятельной художественной среде. Опыт этот был достаточно многогранным — от индивидуального влияния творчества приезжих мастеров на формирующееся местное профессиональное искусство до освоения приемов и методов организационной работы.

🚩В Новокузнецком художественном музее хранятся работы нескольких эвакуированных художников, которые были созданы ими в эти сложные военные годы. Их очень немного, но они достоверны в отражении своего времени. Это живописные и графические произведения Е.П. Скуинь-Солуяновой, ленинградской художницы, жившей в годы эвакуации в Ленинске-Кузнецком — немногословные натюрморты и пейзажи,
портрет шахтера.

🚩М.Н. Скуляри жил и работал во время войны в Анжеро-Судженске. Его акварель «Кузбасс», выполненная в живой, экспрессивной манере, несет в себе ощущение динамики и драматизма, которые также, в более опосредованном виде, говорят о том напряжении, в котором жила страна в целом и Кузбасс как одна из основных производственных ее областей, обеспечивающих грядущую победу.

📚На основе материалов Л. Даниловой «Об эвакуации культуры на Кузнецкую почву» [Камертон.- 2002.- 16 октября.- С.2-3]